История
Создание ПК ГРАД предшественника АС ГРЭТ было начато в 1962 году с математической модели одновальной многоступенчатой газовой турбины третьего уровня сложности, т.е. с заданными геометрическими размерами на среднем диаметре. Вскоре она была запрограммирована на алгоритмическом языке АЛГОЛ-60. Второй была создана математическая модель многоступенчатого осевого компрессора тоже третьего уровня сложности. После их объединения и добавления модулей камеры сгорания, входного и выходного устройств была получена математическая модель одновального газотурбинного двигателя.
Созданный на ее базе программный комплекс успешно использовался, но находил ограниченное применение из-за малой распространенности двигателей простых схем. После появления промышленных заказов была создана лаборатория САПР ГТД, где работы по совершенствованию и расширению возможностей системы продолжились.
Для обеспечения универсальности было принято решение перейти на модели второго уровня сложности, т.е. с заданными характеристиками узлов, и задавать схему двигателя с исходными данными. Модель каждого из узлов была оформлена в виде отдельного модуля. Модульность позволила формировалась модель двигателя произвольных схем. Число модулей постепенно увеличивалось в соответствии с потребностями более сложных схем. Тогда же было введено современное название программный комплекс ГРАД (Газодинамические Расчеты Авиационных Двигателей). Под этим названием программный комплекс получает широкую известность. В последующем развитии внедрена модульная структура решаемых задач. Такая структура комплекса оказалось очень удачной. Благодаря ей, до настоящего времени система является наиболее универсальным программным комплексом и успешно используется для самых различных целей.
Следующей разработкой была математическая модель компрессора и турбины третьего уровня сложности. Позднее была создана модель осевого компрессора четвертого уровня сложности, в которой рассматривался уже пространственный поток в компрессоре. Вскоре был разработан модуль термодинамического расчета свойств продуктов сгорания, и после доработки модулей узлов появилась возможность использования ПК ГРАД при любых рабочих телах, тогда как ранее можно было использовать только воздух и продукты сгорания стандартного керосина в воздухе. Была предусмотрена возможность впрыска в проточную часть воды или любых нейтральных жидкостей заданного химического состава.
Параллельно осуществлялся переход на более современные компьютеры по мере их появления. Накапливался опыт выполнения расчетов. В анализе результатов всегда принимали участие представители заказчика. Они имели возможность сопоставления результатов расчета с экспериментом и часто выходили с предложениями о доработке отдельных модулей. Это позволило значительно улучшить качество всего продукта.
Тесное взаимодействие с промышленностью и быстрое распространение привело к тому, что к 90-м годам ПК ГРАД полностью или частично использовался практически во всех предприятиях, занимавшихся созданием газотурбинных двигателей и установок. Наибольшие успехи были достигнуты при его использовании в процессе доводки проточной части. Этому способствовал модуль задачи «Идентификация», который оказался очень удачным. Он использовался также самостоятельно без ПК ГРАД в самых различных отраслях промышленности вплоть до микробиологии. После открытия границ программный комплекс получил распространения за рубежом. По настоящее время используется отдельными фирмами в Канаде, Франции, Германии, Украине, Южной Корее и Китае. Осуществлена поддержка многоязыкового интерфейса.
С возрождением промышленности возродился интерес к ПК ГРАД и на отечественных предприятиях. К системе проявляют интерес предприятия энергетики. Осуществлена адаптация программы к компьютерам и операционным системам последнего поколения. Программа получает новое название Автоматизированная Система Газодинамического Расчета Энергетических Турбомашин (АС ГРЭТ). Система получила новую компоновку состоящую из диалоговой оболочки и математического ядра. Такое разделение на программном уровне оправдало себя в диагностике при создании быстровычисляемых моделей.
В настоящее время ведутся работы созданию новых модулей для расчета паровых контуров энергетических машин и совершенствованию диалогового интерфейса.