History

History

Creating of PC GRAD the predecessor of AS GRET was launched in 1962 with a mathematical model of a single-shaft multistage gas turbine of the third level of complexity, i.e., with predetermined geometrical dimensions of the average diameter. Soon it was programmed in the algorithmic language ALGOL 60. The second was the mathematical model of multistage axial compressor also of the third level of complexity. After their combining and adding of modules of the combustion chamber, the inlet and outlet devices the mathematical model of single-shaft gas turbine engine was obtained.

The software package created on its basis had been used successfully, but it is of limited use because of the low prevalence engines with such simple scheme. However, there were contracts with the industry enterprises and a CAD GTE laboratory was set up.

Свидетельство о государственной регистрации ПК ГРАД 15.98

To provide flexibility, it was decided to use models of the second level of complexity, i.e. with specified characteristics of units, and set the engine scheme with the initial data. Model of each unit has been made as a separate module. The engine model of required scheme is automatically generated of them every time. The number of modules gradually increased in accordance with the needs of more complex schemes. At the same time the modern name of the program complex GRAD was introduced (gas dynamic analysis of aircraft engines). Under this name the program complex gets the wide fame.

Gradually, the range of tasks solved by the program complex increased in accordance with the orders of industry. Structure of the solved tasks with set of initial data was implemented. Such a structure of the complex has been very successful. Thanks to it, the system is the most versatile program complex and has been successfully used for a variety of purposes up to date.

The next development was the mathematical model of a centrifugal compressor of the third level of complexity. Later, the model of axial compressor of the fourth level of complexity was created, which is already considered the spatial flow in the compressor. Soon the module for calculating the thermodynamic properties of the combustion products has been developed and after completion of units’ modules the opportunity appeared to use a PC GRAD for all working bodies, whereas previously it was possible to use only air and products of standard kerosene combustion in the air. The opportunity for injection of water or any neutral liquids with the given chemical composition into the flow has provided.

In parallel, the adaptation to the more modern computers made as they become available. Experience in performing calculations on the orders of industry was accumulated. The results analysis is always attended by representatives of the customer. They were able to compare the results of calculation and experiment, and often gave the proposals for the some modules development. This has greatly improved the quality of the whole product.

Свидетельство о государственной регистрации АС ГРЭТ

Before the perestroika beginning GRAD was fully or partially used in almost all enterprises involved in creation of gas turbine engines and plants. It competed successfully with the software systems created in other organizations. The greatest successes were achieved when it is used in the process of fine-development of the setting. It was provided by the module "Identification", which proved to be very successful. It was also used independently without a PC GRAD in various industries even in microbiology.

As a result, the PC GRAD currently used by some firms in Canada, France, Germany, Ukraine, South Korea and China.

With the industry revival the interest in the GRAD has revived in domestic enterprises also. Power engineering enterprises show interest in the system. Adaptation of program for computers and operating systems of the last generation is implemented. The program is renamed into Automated System of Gas-Dynamic Research of Energy Turbomachines (ASGRET)

AS GRET stands out due to its interactive shell and mathematical core. This separation at the program level has delivered the goods in the development of new modules and adapt the program to the needs of the customer. The program supports multi language interface.

Currently, works to create a module for calculating of power plants steam circuits are carried out.

English

История

История

Создание ПК ГРАД предшественника АС ГРЭТ было начато в 1962 году с математической модели одновальной многосупенчатой газовой турбины третьего уровня сложности, т.е. с заданными геометрическими размерами на среднем диаметре. Вскоре она была запрограммирована на алгоритмическом языке АЛГОЛ-60. Второй была создана математическая модель многоступенчатого осевого компрессора тоже третьего уровня сложности. После их объединения и добавления модулей камеры сгорания, входного и выходного устройств была получена математическая модель одновального газотурбинного двигателя.

Созданный на ее базе программный комплекс успешно использовался, но он находил ограниченное применение из-за малой распространенности двигателей такой простой схемы. Однако появились договора с промышленностью и была создана лаборатория САПР ГТД.

Свидетельство о государственной регистрации ПК ГРАД 15.98

Для обеспечения универсальности было принято решение перейти на модели второго уровня сложности, т.е. с заданными характеристиками узлов, и задавать схему двигателя с исходными данными. Модель каждого из узлов была оформлена в виде отдельного модуля. Из них каждый раз автоматически формировалась модель двигателя нужной схемы. Число модулей постепенно увеличивалось в соответствии с потребностями более сложных схем. Тогда же было введено современное название программный комплекс ГРАД (Газодинамические Расчеты Авиационных Двигателей). Под этим название програмный комплекс получает широкую известность.

Постепенно круг решаемых задач, програмным комплексом увеличивался в соответствии с заказами промышленности. Была внедрена структура решаемых задач заданием исходных данных. Такая структура комплекса оказалось очень удачной. Благодаря ей, до настоящего времени система является наиболее универсальным программным комплексом и успешно используется для самых различных целей.

Следующей разработкой была математическая модель центробежного компрессора третьего уровня сложности. Позднее была создана модель осевого компрессора четвертого уровня сложности, в которой рассматривался уже пространственный поток в компрессоре. Вскоре был разработан модуль термодинамического расчета свойств продуктов сгорания, и после доработки модулей узлов появилась возможность использования ПК ГРАД при любых рабочих телах, тогда как ранее можно было использовать только воздух и продукты сгорания стандартного керосина в воздухе. Была предусмотрена возможность впрыска в проточную часть воды или любых нейтральных жидкостей заданного химического состава.

Параллельно осуществлялся переход на более современные компьютеры по мере их появления. Накапливался опыт выполнения расчетов по заказам промышленности. В анализе результатов всегда принимали участие представители заказчика. Они имели возможность сопоставления результатов расчета с экспериментом и часто выходили с предложениями о доработке отдельных модулей. Это позволило значительно улучшить качество всего продукта.

Перед началом перестройки ГРАД полностью или частично использовался практически во всех предприятиях, занимавшихся созданием газотурбинных двигателей и установок. Он успешно конкурировал с программными комплексами, созданными в других организациях. Наибольшие успехи были достигнуты при его использовании в процессе доводки проточной части. Этому способствовал модуль «Идентификация», который оказался очень удачным. Он использовался также самостоятельно без ПК ГРАД в самых различных отраслях промышленности вплоть до микробиологической.

В результате по настоящее время ПК ГРАД используется отдельными фирмами в Канаде, во Франции, в Германии, на Украине, в Южной Корее и в Китае.

С возрождением промышленности возродился интерес к ГРАДу и на отечественных предприятиях. К системе проявляют интерес предприятия энергетики. Осуществлена адаптация программы к компьютерам и операционным систам последнего поколения. Программа получает новое название Автоматизированная Система Газодинамического Расчета Энергетических Турбомашин (АС ГРЭТ).

АС ГРЭТ выделяет диалоговая оболчка и математическое ядро. Такое разделение на программном уровне оправдало себя при разработке новых модулей и адаптации программы к потребностям заказчика. В программе осуществлена поддержка многоязыкового интерфейса.

В настоящее время ведутся работы созданию модулей для расчета паровых контуров энргетических машин.

Русский